Функциональная грамотность как цель и результат современного образования!

Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется.

Смысл функциональной грамотности – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.

Виды функциональной грамотности:

1.     Читательская грамотность

2.     Математическая грамотность

3.     Естественнонаучная грамотность

4.     Финансовая грамотность

5.     Креативное мышление 
6.     Глобальные компетенции

Читательская грамотность — это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

Ответственный за направление: Сайкова Т.А., учитель русского языка и литературы

Полезные ресурсы:

Математическая грамотность это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

Ответственный за направление: Грачева Н.Г., учитель математики и физики

Полезные ресурсы:

  1. PISA: математическая грамотность. – Минск: РИКЗ, 2020: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
  2. Институт стратегии развития образования. Банк заданий. Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
  3. Банк заданий PISA (математическая грамотность): https://clck.ru/TeXmB
  4. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики: https://clck.ru/RrBVE
  5. Сборник тестов по математической грамотности для учащихся 5-11 классов: https://clck.ru/TeVxQ
  6. Математическая грамотность Сборник тестовых заданий по математике (6-7 классы): https://goo.su/4KQh
  7. Математическая грамотность. Банк заданий: https://clck.ru/SGLHf
  8. Электронный банк заданий функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
  9. Банк заданий по функциональной грамотности: https://media.prosv.ru/fg/
  10. Диагностическая работа для учащихся 5 классов математическая грамотность: https://100balnik.ru.com/wp-content/uploads/2019/09/МА_5_2019_демоверсия.pdf
  11. Диагностическая работа для учащихся 7 классов математическая грамотность: https://100balnik.ru.com/wp-content/uploads/2019/09/МА_7_2019_демоверсия.pdf
  12. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/
  13. Математическая грамотность: http://testuser7.narod.ru/School3/Ahmetova1.pdf
  14. Тесты по математике для подготовке к PISA: https://kopilkaurokov.ru/matematika/testi/tiesty-po-matiematikie-dlia-podghotovkie-k-pisa

Естественнонаучная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Ответственный за направление: Осадчих Н.Н., учитель биологии

Полезные ресурсы:

1. Электронный банк заданий по естественнонаучной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/ 

2. Федеральный институт педагогических измерений. Банк открытых заданий. http://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/zadaniya-dlya-5-9-klassov  

Банк заданий:

Банк заданий для формирования и оценки естественнонаучной  грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования:

      http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/ 

Финансовая грамотностьэто знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Ответственный за направление: Обыденных С.А., учитель истории и обществознания

Полезные ресурсы:

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Ответственный за направление: Реукова О.В.,  логопед

Полезные ресурсы:

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

Ответственный за направление: Хохлова Е.Н., социальный педагог

Полезные ресурсы: