«Как воспитать у ребенка любовь к чтению»
Статья отнесена к разделу: Организация школьной библиотеки
Беседа с родителями 1-4 классов:
План
- Выбор книги для чтения.
- Что делать, если ребенок не любит читать.
- Как надо рассматривать иллюстрации в книге.
- Беседа с детьми о прочитанном.
- Гигиена чтения.
Дорогие родители! Пусть вас не удивляет идея посвятить родительское собрание детскому чтению, а особенно роли семейного чтения. Эта тема связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учебе, адаптации в быстро меняющем мире. Всем нам, родителям хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.
Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению — кладезю знаний идей, мудрости и опыта.
Чтение — это окошко,
Через которое дети видят
и познают мир
и самих себя
В народе говорят: «Золото добывают из земли, а знания из книги».
Умение читать, интерес к книге имеет большое значение для успешного обучения ребенка по всем предметам. Иногда ребенок затрудняется решить задачу только потому, что не умеет ее правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Во 2 классе ученики начинают самостоятельно читать, их записывают в библиотеку, у многих появляется — домашняя библиотека. Дети рассказывают друг другу прочитанные книги. Им хочется быть похожими на любимых литературных героев.
Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна и законна их тревога, если ребенок не любит книги: «Что нам сделать, чтобы ребенок полюбил чтение?» — часто спрашивают они.
— Мы покупаем много книг, а сын (или дочь) и не смотрит на них —
Конечно, ошибаются те родители, которые считают, что стоит только купить книгу, как она сразу же понравится ребенку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника, помощь и руководство его чтением.
Надо научить детей любить книгу.
Большинство младших школьников любят читать. Но сами выбрать книгу они не могут. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения. Некоторые родители ошибочно думают, что любое чтение полезно, а другие считают, что за чтением детей должны следить учитель, библиотекарь и роль родителей в этом деле невелика. Действительно, и учитель и библиотекарь, следят за чтением детей, но не всегда они могут оградить учащихся от книг предназначенных не для них. Только совместные усилия всех могут повлиять на правильное развитие детского чтения.
Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы :
» Что читать детям?». Они имеются в каждой библиотеке. В эти списки, составленные с учетом возраста детей, включены произведения художественной и научно — популярной литературы, книги классиков и современных писателей, русская и зарубежная литература, поэзия и проза..Родители должны следить , чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Это часто бывает вредным. Потому что младшие школьники не могут полностью понять и осознать всю глубину произведения. Они воспринимают его поверхностно, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают не глубоко содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать поверхностно, пропуская описания природы, характеристик героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки. Рассказы о животных, растения, приключениях, рассказы о войне, о мирном труде взрослых и детей, музыке, искусстве. Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные интересы детей. Мальчики часто увлекаются приключенческой литературой. Эта тяга к приключениям, острым захватывающим приключениям вполне естественна, но надо направить его в нужное русло. Надо проследить, чтобы книги приключенческого жанра не были единственными в чтении детей. Если ребенка интересует жизнь растений или животных, следует подобрать книги, из которых он мог бы получить новые и интересные для него сведения.
Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно — популярной литературе. Учащиеся 4класса должны читать доступные для них книги по географии, естествознанию, технике. Для детей этого возраста существует много развивающихся журналов и газет: «Читайка», « Мурзилка», « Миша», « Веселые картинки», « Жили — были»,»Пионерская правда» и мн. др. .Хорошо бы выписать для ребенка какой либо журнал или газету. Начиная с 4класса, дети должны систематически читать периодическую печать, где в доступной форме освещаются события происходящие в нашей стране и за рубежом.
Для ребят 1-2классов газету могут читать родители или старшие братья и сестры.
Иногда можно наблюдать следующую картину, нельзя сказать ,что мальчик не любит книги. Он может подолгу держать книгу в руках, рассматривать картинки, переворачивать страницы, но сам читать не любит.
« Папа, у меня интересная книга, почитай, пожалуйста «- обращается он к отцу. Папа берет книгу, прочитав главу, откладывает в сторону: «Читай дальше сам». Мальчику интересно, что же будет в следующей главе. Он берется за книгу, но самому читать трудно: Слова не складываются в предложения так быстро как у папы. Мальчик перескакивает через несколько строчек, поэтому не все понятно. Некоторые слова он читает неправильно, из -за этого искажается смысл написанного. Помучившись немного, он идет к бабушке, маме: » Почитай книжку». Иногда кто — нибудь сжалится, почитает ребенку. И так повторяется каждый день.. Мальчик не любит читать самостоятельно, потому что сам процесс чтения для него труден. Книги серьезные и интересные для его возраста он читает с трудом, а книги более легкие для самостоятельного чтения уже не так интересны.
Где же выход? Как помочь ребенку? Учитель научил его читать, но, ни один учитель не сможет развить технику чтения ребенка без участия родителей. Все усилия школы останутся , мало эффективными в этой области. Родители должны помочь развить технику чтения. Для этого надо чаще упражнять его в чтении вслух, чтобы взрослые могли контролировать правильность чтения.
Иногда дети не любят читать потому, что их первые самостоятельные книги были скучными, они не задели ни мысли, ни чувства ребенка, прошли мимо его сознания. Поэтому родителям надо быть особенно внимательными к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками, небольшими по объему, интересными по содержанию, чтобы ребенок смог быстро прочитать их.
В воспитании любви к книге у детей младшего возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние момент. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с ребятами — все это вызывает интерес к книге.
Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий прием. Кто – нибудь, из взрослых, начинает читать ребенку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлеченный событиями в книге и желанием узнать, что произойдет дальше с героями, ребенок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые потом должны спросить его, о чем он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он всегда сам будет читать. Следующую книгу можно начать читать также. Постепенно ребенок приобретает вкус к самостоятельному чтению. Можно рассказать ему хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какой — либо книги. Младший школьник обязательно спросит : « А что же дальше? Расскажи, что потом было?» В ответ надо дать книгу: «Вот прочти. Ты здесь узнаешь о многом очень интересном».
Воспитание любви к книге происходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению. Если отец и мать не находят времени для чтения или в доме нет книг, то конечно приучить детей к чтению бывает труднее.
Как же ребенок должен читать книгу? Надо приучить ребенка начинать чтение с обложки и титульного листа книги, на которых приводится фамилия автора, художника, сделавшего рисунки к книге, издательства и год издания. Дети, как правило, не обращают внимания и не стараются запомнить эти данные о книге: » Я забыл, кто написал книгу», «А зачем запоминать, кто написал, ведь про что написано, я помню».» Я всех писателей путаю и никак не могу запомнить, кто написал какие книги», — нередко можно слышать от детей. Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от детей, чтобы они запоминали фамилии автора и художника и название книги. Полезно бывает перед началом чтения спросить ребенка, какие книги этого автора он читал и что знает о нем, встречались ли ему уже где — нибудь рисунки художника.
Надо, чтобы ребенок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав 5-6 страниц, заглядывают на последнюю страницу — чем закончилось. Прочитав окончание книги и узнав судьбу героев, они естественно ,продолжают читать менее внимательно, пропускают целые главы, а иногда просто оставляют ее. Родители должны следить за тем, чтобы у детей не появилась такая вредная привычка. Не следует рассказывать детям, заранее, как развиваются события в книге, чем они кончаются. Для детей этого возраста большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребенку понять и запомнить, прочитанное. Многие иллюстрации дают возможность представить себе те явления и предметы, которые ребенок не может увидеть непосредственно. Глядя на иллюстрации можно побывать на севере и в тропических странах, живя далеко от моря, увидеть пароходы и бушующий океан, узнать, как живут дети в других государствах.
Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. Часто дети хотя и смотрят на картинки, но не все видят в них. Поэтому большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребенок внимательно рассмотрел изображаемое. «Что нарисовано на этой картинке?», «Как зовут изображенных на ней героев?», »Что они делают?», «Хорошо ли поступают?», « Что выражают их лица» и т.д.
Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном. Рассказывая, ребенок развивает свою речь, и у него вырабатывается умение выделить главное в книге. Если ребенок затрудняется на первых порах, надо помочь ему с помощью вопросов: « Что узнал из книги?», « Когда и где это было?», « Что тебе понравилось больше всего?». Вопросы по прочитанному важны и потому, что родители могут проконтролировать чтение ребенка, всю книжку он прочитал, все ли в ней понял, правильно ли его мнение о поведении героев. Обычно я задаю такие вопросы при обмене книг. Это очень дисциплинирует их, заставляет более внимательно запоминать прочитанное. Ребенку 7-8лет еще трудно написать отзыв о книге, поэтому надо поощрять стремление детей нарисовать картинку к прочитанному.
Детям 4 класса очень полезно посоветовать и помочь написать отзыв о прочитанной книге. Но он должен быть сложным по форме и содержанию. В большинстве случаев ребенок отвечает на вопросы:
- О ком или о чем написана книга.
- Кто из героев особенно понравился и обязательно указывается автор и название книги. Очень хорошо, если в семье практикуются систематически совместные чтения книг вслух. Это сближает родителей и детей.
Как вместе читать?
Прежде всего, выбирается интересная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера, когда все сядут вместе и будут читать. Читать вслух следует по очереди, сегодня читает отец или мать, завтра сын или дочь. Чтение вслух полезная тренировка для детей: они привыкают читать выразительно, громко, четко. Надо определить продолжительность чтения — не больше 45 минут, с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интерес к книге.
В семье воспитывается культура обращения с книгой. Во — первых, надо приучить детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать. Рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из нее картинки и страницы. Особенно бережно надо относиться к библиотечной книге. Ее надо обернуть в обложку и прочитав сдать точно в срок.
Необходимо также приучить детей соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки ребенка, свет от нее должен не попадать в глаза, а падать только на поверхность стола, где лежат книга. При чтении следует давать короткий отдых глазам через каждые 20 минут.
Из опыта работы Панищева Алла Серафимовна, библиотекарь
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.